Четвертый удел Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Обитель преподобного Серафима О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима с Н. А. Мотовиловым Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны по Апостолу страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18).

Преподобный Серафим Саровский

Адрес монастыря

607320, Нижегородская область
Дивеевский район
с. Дивеево
Серафимо-Дивеевский монастырь

Почтовая канцелярия
(информация о требах)
8 (831-34) 4-20-10
diveevo.pochtovik@yandex.ru

Паломнический центр
8 (831-34) 4-34-45

Наш баннер

Расписание богослужений

C 26 февраля по 5 марта

26 февраля, воскресенье. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.00 Вечерня. Чин прощения

27 февраля, понедельник. Прп. Авксентия

Троицкий собор

6.00 Полунощница

7.00 Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня

17.00 Великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского. Утреня

28 февраля, вторник. Апостола от 70-ти Онисима

Троицкий собор

6.00 Полунощница

7.00 Часы. Изобразительны. Вечерня

17.00 Великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского. Утреня

1 марта, среда. Мчч. Памфила и иже с ним

Троицкий собор

6.00 Полунощница

7.00 Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров

17.00 Великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского. Утреня

2 марта, четверг. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца

Троицкий собор

6.00 Полунощница

7.00 Часы. Изобразительны. Вечерня

17.00 Великое повечерие тс чтением канона прп. Андрея Критского. Утреня

3 марта, пятница. Свт. Льва, папы Римского

Троицкий собор

6.00 Полунощница

7.00 Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров

Молебный канон вмч. Феодору Тироны

17.00 Великое повечерие. Утреня

4 марта, суббота. Вмч. Феодора Тирона

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

6.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

17.00 Всенощное бдение

5 марта, воскресенье. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия свт. Василия Великого

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

9.00 Литургия свт. Василия Великого

Молебное пение Недели Православия

17.00 Вечерня и утреня

общее время на генерацию страницы 2.8388 s
время на работу php-скриптов 2.5698 s
время на запросы к БД 0.2690 s
запросов к БД 284

Архитектура

Старинные корпуса

К началу ХХ века в Серафимо-Дивеевском монастыре было более тридцати корпусов для послушаний и жизни сестер разного вида и размеров, большей частью в два этажа и крытых железом. Паломник того времени вспоминал: «Это был ряд небольших деревянных домов, флигелей, разбросанных без особого плана и строившихся в том или другом направлении, вероятно, по желанию тех, кто здесь селился. Цветники у построек, цветы на подоконниках, щепетильная чистота в келиях, начиная с первой ступеньки крыльца, — все говорило о женской руке, заботящейся о своем жилище».

Некоторые корпуса сохранились до нынешнего времени.

Дом Галактионовых был построен на рубеже XIX и XX веков. В нем проживали благотворители монастыря. Расположен с северной стороны Казанской церкви. Принадлежал сестрам Галактионовым — Екатерине Ивановне и дивеевской монахине Михаиле.

Дом Долгинцевой был построен в начале ХХ века рядом с домом Галактионовых. В нем жила схимонахиня Серафима (Долгинцева), которая была духовницей дивеевских сестер, принимала их в монашеском постриге. Ее очень почитали в монастыре и называли украшением Дивеевской обители. Здесь же жил в последние годы жизни ее отец — благотворитель Серафимо-Дивеевского монастыря Федор Васильевич Долгинцев.

Ризный корпус построен в 1880 году с северной стороны Троицкого собора. Ризные сестры шили и чинили ризы, мантеи, делали цветы, убирали иконы, плели русские кружева, вышивали по заказу золотом, шелками, гладью по батисту и полотну.

Хлебный корпус построен во второй половине XIX века. В нем находилась хлебопекарня. Хлеб в монастыре выпекался необычного вкуса, ароматный из муки, выработанной на монастырской мельнице. Здесь жили сестры, проходившие послушание на хлебопекарне. Часть дома была занята под богадельню.

Корпус Пятибратовой построен в конце XIX века. Это была келья, принадлежавшая монастырской сестре Анне Васильевне Пятибратовой, с ней вместе проживали здесь и другие сестры.

Больничный комплекс сформировался к востоку от Троицкого собора за святой Канавкой. В него входит помимо богадельни старая больница (ул. Советская, 16), пристрой к богадельне (1898 год) соединен был с богадельней переходом; новая больница (1895 год), Г-образная в плане.

Монастырская баня (конец XIX века — начало ХХ века) была расширена в советское времч с севера, юга и запада. Кованая решетка ранее принадлежала игуменскому корпусу.

Келейный корпус, построенный во второй половине XIX века, видимо, занимали сестры, проходившие послушание на хоздворе или в бане.

Литографический корпус был построен в 1890 году. Тогда же к нему сделали пристрой и соединили его с корпусом переходом. В страховых описях 1910 года пристрой именуется кухней при литографии.

Литография в Серафимо-Дивеевском монастыре была создана по замыслу Высокопреосвященнейшего Иоанникия (Руднева), занимавшего нижегородскую кафедру в 1873-77 годах. Первые эстампы, датированные 1875-76 годами, впечатляют своим высоким профессиональным уровнем. Самые ранние из сохранившихся листов были исполнены в более трудоемкой технике тоновой литографии. Первая из известных нам дивеевских литографий — портрет первоначальницы общины матушки Александры 1875 года. По заключению искусствоведов, дивеевская литография является крупным и самостоятельным явлением, одной из ведущих художественных мастерских Нижегородской губернии. Неясно, с чьей помощью было организовано это производство, кто обучал сестер.

В 1887 году, до строительства литографического корпуса, 10 сестер в обители занимались литографией и 4 рисованием на камне и печатанием, а в начале ХХ века число сестер, занятых на этом послушании, увеличилось до 80, причем, каждый камень подготавливали в течение года. В это время развилась в основном тоновая и хромолитография, а также техника цветной печати на грунтованной доске с последующей прописью красками.

В начале ХХ века в литографическом корпусе проживали и несли послушание более 80 сестер. Гравировали камни, с них печатали картины. Кроме того, делали перевод картин на грунтованные доски. Затем картины расписывались красками. Здесь же отливали из алебастра фигуры преподобного с медведем и расписывали их. Изготовляли разного размера корзиночки, игрушки. Изделия продавались в монастырской лавке или раздавались паломникам.

Не установлено, какую технологию использовали сестры на послушании «переводных икон». В рассказе о посещении монастыря епископом Нижегородским Модестом (Стрельбицким) в 1886 года она упомянута как «метахромотипия»: «Здесь в присутствии Его Преосвященства изображение Божией Матери, нарисованное красками, с бумаги было переведено на доску. ... Владыка внимательно рассматривал метахромотипические работы и весьма доволен остался ими, причем пожелал, чтобы святцы художника Солнцева, работанные в монастыре метахромотипически, как можно более распространялись по церквам» (Нижегородские епархиальные ведомости, вед. 1887. Ч. неоф. № 8, с. 347).

В дни прославления преподобного Серафима все Особы Царствующего Дома при посещении Дивеевскиого монастыря побывали в литографическом корпусе. Преосвященный Назарий встретил их и знакомил с работами сестер-художниц; старшая «живописной» монахиня Серафима, а также монахини Анастасия и Лидия давали объяснения. Дивеевская живописная включала в себе отделы: собственной живописи, фотографии, литографии и метахромотипии.

Войдя в мастерскую литографии, Государь Император и Государыни Императрицы осматривали рисование на камнях (обрабатывалось на камне «Явление молящемуся отцу Серафиму Божией Матери и Сил небесных» и «Умиление»). Государь Император спрашивал о числе работающих послушниц, о размерах заготовленных произведений. При осмотре в шкафу икон Государь Император заметил: «Очень хорошо». В печатном отделении Высочайшее внимание обратили на себя старый печатный станок и новая скоропечатная машина; Их Императорские Величества интересовались размерами производства первого и второй. Государыня Императрица Александра Феодоровна по поводу приобретения новой скоропечатки изволила высказать: «Вам еще много понадобится». В «переводном» отделении Их Императорские Величества со вниманием смотрели на работу сестры Варвары, переводившей картину. В «живописной» Высочайшие Посетители, осматривая иконы и картины, высказывали одобрение законченным изображениям преподобного отца Серафима, исполненным по заказу в разные города. Государыня Императрица Мария Феодоровна, уходя, изволила высказать одобрение работам сестер. Их Императорские Величества приобрели много икон и изображений монастырской «живописной» и литографии. Государыня Императрица Александра Феодоровна, в присутствии Государя Императора, изволила пожаловать монахине Серафиме золотой, изящной работы, наперсный крест, со словами: «Очень хорошо вы работаете; Нам у вас все очень понравилось».

Внутри Канавки сохранились два старинных здания — механическая водокачка с часовней (1890 год), построенной над источником, и житница, где хранилось особо плодовитое зерно для будущего урожая.

Монастырская иконная лавка размещалась в одноэтажном кирпичном здании постройки 1895 года. Ее южная стена вписывалась в ограду монастыря. После 1930 года над лавкой был надстроен второй этаж.

Вратарницкий корпус с бакалейной лавкой. У входа в монастырь в 1890 году. Одноэтажное каменное здание бакалейной лавки пристроено к корпусу вратарницкой в 1912 году.

За территорией монастыря, вдоль дороги на Саров, сохранились помещения конного двора (ныне — пожарная часть) и почти напротив него — деревянный синий корпус бывшей дворянской гостиницы, время ее постройки — последняя четверть XIX века. Рядом с гостиницей, через дорогу, ведущую к источнику матушки Александры, сохранился дом священников, в котором в начале ХХ века жили семьи священников Гусева и Полиодорского.