Как добрый помысел помогает изменить ближнего

Преподобный Паисий советовал современным христианам, в особенности мона­хам, быть духовно чуткими, «словно листочек сусального золота», восприимчивыми к бедам и нуждам нашего мира. Сам старец, обнимая своей болью и любовью все творение Божие, очень переживал за то, в каком состоянии на­ходится мир. Часто его беседы начинались словами: «Мучения людей не име­ют конца. Общее разложение – целые семьи, взрослые, дети… Каждый день сердце мое обливается кровью…», «Что теперь творится в миру! Диавол раз­гулялся не на шутку…», «Какая в мире беда! Если болеть и беспокоиться о других, а не о себе самом, то весь мир виден, как на рентгене, который “про­свечивает” духовными лучами». Но старец никогда не унывал, зная, что это временное попущение Божие и «в конце концов победит Христос».

Говоря о глобальных проблемах современного мира и частных, в жизни каждого человека, святой Паисий только в Церкви Христовой видел силу, способную противостоять злу и духовно преобразить мир. Поэтому он призы­вал христиан, и в особенности монахов – «связистов между небом и землей» – вести более добродетельную духовную жизнь. Старец считал, что изменить существующее положение в мире можно добрым примером собственной жизни и молитвой, что и составляет в совокупности творение добрых помыс­лов во внутреннем и внешнем делании. «В прежние времена было обилие до­бра, обилие добродетели, хватало добрых примеров, и зло тонуло во множе­стве добра. То немногое бесчинство, которое существовало в миру или в мо­настырях, было незаметно и не вредило людям. А что происходит сейчас? Злых примеров изобилие, а то немногое добро, что еще осталось, не ставит­ся ни в грош. То есть сейчас происходит прямо противоположное: малое до­бро тонет во многом зле, и у власти находится зло. Если у одного человека или у нескольких людей есть подвижнический дух, то это весьма помогает другим. Потому что, если кто-то духовно преу­спевает, то польза от этого будет не только ему самому, но и тому, кто его ви­дит. То же самое и с человеком расхлябанным – он воздействует на других. А если расслабляется один, расслабляется другой, то постепенно, непримет­ным образом, вокруг уже не остается ничего хорошего. Поэтому среди царя­щей расхлябанности очень поможет подвижнический дух».

Правильная добродетельная жизнь всегда видна. Как говорил старец, «у добродетели есть правило “выдавать” человека, где бы он ни находился». Пример тому мы находим в житиях святых, которые, скрывая свои духов­ные дарования, уходили в леса, пустыни, прикрывались юродством, тем не менее, добродетель «выдавала»; некоторых – уже в земной жизни, а тех, кому при жизни все-таки удавалось скрыться, после отшествия в мир иной откры­вала благодать, которая обнаруживалась чудотворениями, помогая многим людям.

Молитва и творение добрых помыслов о человеке буквально возрожда­ют его, изменяя к лучшему. Это два чудодейственных средства, помогающие, когда другие слова и действия бессильны.

Когда мы молимся о ближнем, то просим Бога вмешаться в его жизнь своей святою благодатию и изменить ее обстоятельства к лучшему (в спаси­тельном смысле): помочь ему оставить какую-то страсть, подать крепость в искушении, скорби и т.д. Богу возможно все. Молитва, произносимая с болью, творит чудеса, так как к прошению о Божественной помощи мы до­бавляем и собственное усилие – сердечную боль. Во время молитвы работает наш ум, ведь мы понимаем, что без Бога ничему невозможно быть, а когда мы испытываем боль за ближнего, работает наше сердце, и это уже – добро­вольная жертва.

Святой Паисий замечает, что даже наши вещи, рукоделия «пропитыва­ются» тем или иным духом, в зависимости от того, в каком духовном состоя­нии мы находимся. Если мы имеем внутренний мир и совершаем дело с мо­литвой, то наше доброе духовное состояние как бы отпечатывается на ру­коделии, и наоборот, вещь, выполненная в спешке или в то время, когда че­ловек гневается, нервничает, несет на себе нечто отрицательное. Человеку, который в дальнейшем будет пользоваться этой вещью, будет передаваться либо благая, либо, наоборот, негативная энергия.

Если молитва и доброе внутреннее расположение так благотворно вли­яют даже на бездушные вещи, насколько же большее воздействие они ока­зывают на душу человека, которого мы любим и которому желаем добра. «Независимо от того, какую цель преследует человек, включайте в работу добрые помыслы. Добрый помысел содержит в себе любовь. Он обезоружива­ет человека и подвигает его отнестись к тебе по-доброму».

Чтобы показать, как это происходит в жизни, святой Паисий рассказывал случай про разбойника, который проник ночью в монастырь, чтобы его огра­бить, и про монахинь, которые приняли его за старца. Добрый помысел мона­хинь привел разбойника к покаянию, и он изменил свою жизнь. Такое бла­готворное действие доброго помысла иллюстрирует и случай, произошед­ший со святым Макарием. Когда авва возвращался со своим учеником в мо­настырь, им встретился язычник. Ученик преподобного шел впереди, а пото­му увидел его раньше и обругал. Язычник пришел в ярость и избил ученика. Спустя некоторое время и святой Макарий встретился с язычником, но он со­творил о нем добрый помысел: увидев его несшим бревно, святой похвалил его трудолюбие и пожелал Божией помощи. Это тронуло сердце язычника, он пошел за аввой и сделался его учеником.

«Доброе расположение – это все», – часто повторял в беседах святой Паисий. Поистине чудотворец тот, кто видит все чистым и на все смотрит че­рез призму доброго помысла. Добрый помысел несет в себе любовь, а любовь – это Христос. Поэтому, творя о ком-то добрые помыслы, мы направляем к нему нашу любовь, и в эту душу приходит Христос. В каком бы падшем со­стоянии ни находился человек, Господь всегда рядом с ним. Стоит челове­ку лишь на секунду обратить свою свободную волю к Богу, Господь тут же ему поможет. Добрый помысел «уничтожает» врагов любовью, превращая их в друзей. То есть когда мы «мстим» врагу, делая ему добро, в нем начина­ют действовать любовь и божественная благодать, а потом человек изменя­ется, потому что его обличает совесть. Однако делать добро с намерением, чтобы врага обличала совесть, неправильно, в этом случае добро лишает­ся силы. «Делай добро с любовью. Когда ты “мстишь” своему врагу добром, то он в хорошем смысле изменяется и исправляется», – утверждает старец Паисий. Благословите, а не кля­ните (Рим. 12, 14), – заповедует Господь.

Святой Паисий всегда подчеркивал в своих беседах, что ни при каких обстоятельствах ни на кого нельзя произно­сить злых пожеланий, хотя бы сказанное и было без дурного умысла. Особен­но аккуратными со словами старец советовал быть родителям. В назидание он приводил следующий случай из жизни. У одного человека был сын, кото­рый связался с плохой компанией и вечерами где-то пропадал. Однажды, ког­да сын собирался на улицу, отец не сдержался и крикнул ему вслед: «Смотри, доходишься– принесут раз и навсегда!» В тот же самый вечер на обратном пути около самого дома парня сбила машина.

«Знайте, что… даже просто негодование родителей действует очень силь­но. И даже если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у последних нет потом ни одного светлого дня: вся их жизнь – одно сплошное мучение. Потом такие дети очень страдают всю свою земную жизнь», – такими словами святой Паисий уберегал родителей от страшных оши­бок.

В то же время нельзя считать, что человек, имеющий добрые помыслы, оправдывает буквально все. Наоборот, в таком человеке нет безрассудного равнодушия, ведь существует такое понятие, как «праведный гнев». Чело­век, непрестанно творящий добрые помыслы, привел раздражительную силу души в правильное духовное устроение, научился пользоваться своим гне­вом во славу Божию, направляя его на врагов – демонов. Святой Паисий объясняет это духовное состоя­ние так: «Вопиять и гневаться от действительной боли, когда обижают других, – это “праведнейший гнев”. Гневаться, когда обижают тебя самого, – это гнев нечистый. Если видишь, что кто-то страдает за святыню, то это значит, что у него есть ревность по Богу <...> Если мы обличаем кого-то от люб­ви, с болью, то независимо от того, понимает он нашу любовь или нет, в его сердце происходит изменение, потому что нами двигает чистая любовь. А об­личение без любви, с пристрастием, делает обличаемого зверем, потому что наша злоба, ударяя в его эгоизм, высекает искры, как сталь в зажигалке вы­секает искры из кремня. Если мы терпим нашего брата от любви, то он по­нимает это. И нашу злобу он тоже понимает, даже если она внутренняя и ни­как не выражается внешне, потому что наша злоба вызывает в нем тревогу», – назидал старец Паисий. Об этом неоднократно в своих проповедях говорит доктор педагогических наук, архимандрит Георгий (Шестун): «Сначала стань отцом, а потом и наказывай. Потому что только от родного человека, от отца примешь все, как из руки Божией. Но, не научившись любить, от­цом не станешь».

О том, как важно творить добрые по­мыслы, свидетельствуют и слова святого Паисия, говорившего, что «эту добрую привычку мы можем передать по наследству». Ведь от людей добрых происходит и поколение доброе. Хо­рошие, добрые традиции пропитывают все вокруг: землю, воздух, людей и продолжают жить в потомках. Старец замечал, что если в какой-нибудь дере­веньке держатся доброго предания, то, расспросив старчиков той местности, всегда можно услышать, что когда-то там жили добрые люди, которые и оста­вили им это предание в наследство. Как призывал нас святой Паисий Афон­ский: «Давайте жить более духовно, быть более дружными, помогать тем, у кого есть боль, помогать бедным с любовью, с болью, с добротой. Давайте мо­литься, чтобы появились добрые люди». Его же святыми молитвами помоги нам, Господи, всегда творить добрые помыслы!

 

Монахиня Феодосия (Тимашева),

эконом Заволжского Свято-Ильинского женского монастыря, г. Самара

Premium WordPress Themes Download
Premium WordPress Themes Download
Download Nulled WordPress Themes
Download Nulled WordPress Themes
free online course
download redmi firmware
Download Nulled WordPress Themes
udemy free download

Читать также:

Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть»

Афон твердо встал между небом и землей, чтобы примирить род человеческий с Богом и задержать в отношении множества людей праведный суд Божий, возбуждаемый человеческим предательством. ​Старец Иосиф Ватопедский Есть места на земле, которые как одинокие свечи озаряют мрак нашей греховной жизни. Святые отцы, сподобившиеся видеть мир духовными очами, говорят, что связаны они с небесами некими […]

Небесная литургия священномученика Серафима (Звездинского)

Вся жизнь священномученика Серафима (Звездинского) прошла под покровом преподобного Серафима Саровского. Девятнадцатилетним юношей чудесным образом он был исцелен по молитве перед привезенным игуменом Саровской пустыни Иерофеем образом еще не прославленного старца Серафима. Вместе с отцом принимал участие в Саровских торжествах 1903 года. В монашестве получил имя преподобного Серафима. И в тяжелые 1920-е годы по возвращении из […]

Послушание как фундамент духовного возрастания и приобретения других добродетелей (смирение, кротость, мир, любовь)

Доклад митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора, ректора Смоленской православной духовной семинарии, на круглом столе «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» (Воскресенский Новодевичий женский монастырь Санкт-Петербурга, 2-3 июля 2018 года) Дорогие архипастыри, всечестные отцы, досточтимые матушки игумении, дорогие братья и сестры! Предмет моего выступления может показаться достаточно известным и простым, о котором так много говорили отцы и […]