Преемственность архитектурных традиций

– Ансамбль нашего монастыря удивительно органичный, выполненный в одном ключе. В нем нет резких контрастов стилей, начиная с Казанского собора и закачивая последними постройками. Все очень гармонично дополняет друг друга.

Так стала делиться своими наблюдениями послушница Серафимо-Дивеевского монастыря, архитектор по образованию. Мы решили всмотреться в архитектурный комплекс нашей обители. Это желание возникло не потому, что  Дивеево отличается архитектурными шедеврами, или древностью зданий, или участием в его постройках выдающихся архитекторов. Ничего этого здесь нет. Но каждый век существования монастыря отразился не только в истории и людях, но и в возведенных на его территории соборах.

– Барокко – первый большой европейский стиль, легко и органично вписавшийся в нашу национальную традицию: первая значительная постройка, с которой начинался наш монастырь, – Казанская церковь –выполнена в стиле русского, или провинциального барокко. В переводе с итальянского, испанского и галльского барокко значит причудливый, и даже неправильный, дурной, испорченный. На западе место гармонии и уравновешенности ренессанса заняли пышность и динамика барокко, усложненность форм, светотеневые контрасты, богатая пластика и неожиданные эффекты. Этот архитектурный стиль отражал укрепление монархии, в градостроительстве он проявился масштабностью и монументальностью.

Русскому барокко, в отличие от западно-европейского, присущи бо́льшая простота и структурность композиций, но при простых плоскостных фасадах было обилие декора, лепные наличники и окрашенная штукатурка. Скромность свойственна провинциальному ответвлению этого стиля, что мы и наблюдаем в Казанском соборе. К тому же его постройка проходила в пограничную эпоху смены стилей. Барокко повсеместно уже вытеснялось более строгим классицизмом.

– Казанский собор называют великолепным образцом русского, или провинциального барокко. Почему?

– Думаю, что из-за гармоничных пропорций. В архитектуре пропорции играют большую роль. Если соотношение масс удачно выбрано, то здание уже будет выигрышно смотреться. Декор – не главное.

– Какие элементы, характерные для русского барокко, мы можем увидеть в Казанском соборе?

– Во-первых, мы видим типичный для храмовой архитектуры русского барокко так называемый восьмерик на четверике и разделение храма на алтарную, центральную (подкупольную) и трапезную части. Во-вторых, специфически барочный декор на фасадах: довольно сложные наличники обрамляют окна, частое вертикальное членение фасада пилястрами с капителями, переходящими в многоярусный карниз, «картины» и рамки под окнами и на гранях восьмеричных барабанов. Ну, и, наконец, сложные многоярусные, сферические, граненые купола, типичные для барокко.

– Пристройки изменили пропорции Казанского собора?

– Они довольно удачные. В общий характер здания пристройки, сделанные в начале XIX и в начале XXI веков, вписались, не испортили его архитектуру, хотя Рождественские храмы, пристроенные к Казанскому собору с западной стороны, выполнены в классицизме. Это уже другой архитектурный стиль. Художественное архитектурное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов ордерной системы, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Для этого стиля характерны, идущие от античности, ясность и стройность композиции; симметрия, симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства. Фронтончики, портики, мелкие пилястры и карнизы, барельефы – это все элементы классического стиля. Цветовое решение характеризуется светлыми тонами, и белый цвет служит для выявления архитектурных форм.

– Когда Михаил Васильевич Мантуров привел к батюшке Серафиму Семена Ивановича Соколова, старец сказал: «Слушайся его во всем; у него ум светлый». Как ум Соколова проявился в архитектуре?»

– Сделать пристрои к существующему уже зданию технически сложно. Тем более что в данном случае сначала был выстроен верхний храм, а потом надо было подкапывать под него и устраивать нижний храм. Но вот стоит Казанский собор – и никаких проблем: ни трещин, ни конструктивных повреждений, так все Соколов сумел точно рассчитать. И более поздние пристрои, сделанные в 2008 году с южной и северной сторон, тоже не нарушили сложившуюся уже гармонию этого храма.     Их спроектировал наш современник Виктор Викторович Коваль.

– В ту пору, когда строились Рождественские храмы, батюшка Серафим говорил и сестрам, и Мантурову о том, что в обители будет «велий собор, диво дивное». Его заложили в 1847 году и построили в 1875-м. Какие характерные для этого времени черты воплотились в Троицком соборе?

– Троицкий собор выполнен в русско-византийском стиле. Этот стиль сложился в первой половине XIX века на волне общего патриотического подъема, вызванного победой над Наполеоном. По приказу российского императора Николая I во славу России создавался истинно русский новый стиль, который смог бы подчеркнуть самобытность отечественной культуры. Православный собор должен был производить на зрителя неизгладимое впечатление своим масштабом и великолепием. А некоторая громоздкость, величественность, характерная для него, подчеркивала идею русской государственности как православной монархии.

От византийских храмов были взяты монументальность построек, крестово-купольная система композиции. Классические формы и декор фасада исчезли, на смену им пришли элементы из русской и византийской архитектуры, полукруглые арки и арочные проемы, массивные колонны, элементы эклектики, смешение стилей. Так, в частности, в Троицком соборе мы видим, как нефы на фасаде венчаются фронтонами, а не традиционными для древнерусских храмов закомарами. Барабаны украшены арочными поясами с ярко выделенными колонками коринфского ордера. На втором ярусе фасада поддерживает их арочный пояс со вписанными в него высокими оконными проемами. Неожиданными выступают входные порталы с барочными мотивами завершений: разорванный полуциркульный карниз, волюты на фронтоне. Все предыдущие стили, которые были накоплены в архитектуре, проявились в эклектике во второй половине XIX века.

– До нас дошли восхищенные впечатления паломников конца XIX–начала ХХ веков, которые которые отмечали необыкновенную легкость этого собора, торжественное, светлое, полное тихой радости настроение, возникающее в нем.

– Собор огромный, но пространство не подавляет человека, а создает ощущение торжественности, величия. Нас поражает необыкновенная легкость, гармония и общая связь в деталях, простота и непринужденность линий и всего больше – свобода и простор в интерьере храма. Мы не замечаем колонн, поддерживающих купол: их как будто нет. Создается впечатление свободного парения купола. Собор освещен дневным светом так превосходно, что не остается ни одной части в тени или мраке.

Торжественность дореволюционного интерьера собора отмечали все паломники. Над ним потрудилась дивеевская казначея и благочинная Елена Николаевна Анненкова, имевшая тонкий вкус. Не было ничего дорогого в оформлении интерьера, но обращали на себя внимание изысканные детали: чугунные кружевные обрамления, голубые  балясины на хорах, живописные полотна на библейские сюжеты. Один из паломников прошлого заметил, что собор производит впечатление чего-то светлого, жизнерадостного, бодрящего и без слов продолжает такую же проповедь преподобного Серафима.

– Новый собор, нынешний Преображенский, построен в неорусском стиле. А в чем состоит отличие неорусского от русско-византийского?

– Русско-византийский стиль возник на базе официального православия при широкой правительственной поддержке и являлся воплощением православной русской государственности. Отсюда его монументальность, тяжеловесность и обилие прямых цитат из русской и византийской архитектуры. В то время был разработан альбом «Образцовые проекты церквей» Константина Тона, и чуть не приказом сверху все были обязаны строить храмы только на основе этих типовых проектов. «Православие – самодержавие – народность» – вот девиз времени и девиз русско-византийского стиля, воплощенный в камне. В неорусском же стиле, появившемся в начале ХХ века, – интерес к самому искусству, меньше «идейности», больше эстетики, поиска философии, обращения к истокам, владимиро-суздальской архитектуре, памятникам Пскова и Новгорода, попытки понять дух русского зодчества через стилизацию. Это направление по своей сути уже ближе к модерну. Неорусское течение выражало возврат к национальному началу, которое было забыто в период увлечения античными и западными влияниями.

– Действительно, наш Преображенский собор часто сравнивают с владимирскими храмами.

– Да, за основу явно взята владимиро-суздальская архитектура, но с древним храмом его не спутаешь, это стилизация. В основе – классическая крестово-купольная система; пять куполов, трехнефное членение фасадов, закомары, алтарные апсиды – все обрамлено изящным аркатурно-колончатым пояском. Очень красивый входной портал с архивольтами и дыньками на полукруглых колоннах. Этот собор можно назвать архитектурной жемчужиной Дивеева.

– Русское барокко, русско-византийский и неорусский стили… Архитекторы предлагали Серафимо-Дивеевскому монастырю проекты, в которых как обязательный элемент присутствует национальный дух. Можно сказать, что новый, Благовещенский, собор тоже совпадает с этим стилевым направлением?

– Благовещенский собор создан в псевдобарочном стиле, хотя за композиционную основу взят традиционный крестово-купольный храм. При этом собор – одноглавый, что является редкостью в русской храмовой архитектуре. Главный восьмерик явно выполнен по мотивам Казанского собора. Очень экзотично смотрятся серебристые звезды на барочном куполе – традиционный атрибут Богородичных храмов на Руси. По фасадам – обилие стилизованного барочного декора, псевдомайолики и мозаики. Вокруг стен – подобие галерей и массивный гранитный цоколь. Это полное смешение стилей, характерное для XXI века. Такой своеобразный эксперимент, в какой-то степени отражающий нашу современную жизнь – обращение к традициям прошлого и попытки вписать это в реальность современного мира. Благовещенский собор можно назвать зеркалом нашей жизни сегодня.

– Четыре дивеевских собора – это четыре века: XVIII, XIX, ХХ и XXI. Можно ли говорить о том, что дивеевские соборы – это и фиксация определенных этапов становления обители?

– Несомненно, это так. Неповторимость и изящество и одновременно скромность Казанского собора отмечает место явления Царицы Небесной дивеевской первоначальнице  и начало основания общины. Троицкий собор с его незыблемостью – утверждение обители на основах, заложенных преподобным Серафимом, которые удалось отстоять, несмотря на смуту, затеянную врагом рода человеческого. Преображенский собор своей обращенностью к истории фиксирует непреходящую ценность монашеской традиции в Дивееве. Благовещенский собор – это и опора на традиционность, и поиск себя в этой традиции.

Дивеевская обитель

Download Premium WordPress Themes Free
Download WordPress Themes Free
Download Best WordPress Themes Free Download
Download Premium WordPress Themes Free
udemy paid course free download
download xiomi firmware
Download WordPress Themes
download udemy paid course for free

Читать также:

Песня, которая учит правильно жить

Есть в народной песне что-то притягательное, правильное, почти забытое и родное. Прежде я их никогда не пела. А тут предложили – и зазвучала песня. Мелодию вели, конечно, Курманкуловы, а я только подпевала: Выйду я на горенку, Посмотрю на зореньку: Не идёт ли мой милой, Сердечный друг дорогой. Сойдёмся, побранимся, Разойдёмся, спросимся. Радостно стало от этого […]

Преподобные жены Дивеевские

На летние месяцы приходятся главные праздники монастыря, которые собирают каждый год в Дивееве не одну тысячу паломников, ‒ Богородичные праздники Успения и иконы «Умиление», преподобного Серафима Саровского. И в этом же ряду – дни памяти преподобных жен Дивеевских, которые по церковному календарю отмечаются тоже в летние месяцы. Дивеевская первоначальница преподобная Александра уже завершала свой жизненный […]

Дядя Вася

– Посмотри, какой он маленький и голодный, давай оставим его у нас, – просила сестра. Я стоял рядом и держал в руках котенка, который только недавно открыл глаза. – А куда мы Базьку денем? – спрашивала мама. – Никуда. Будут жить вместе. Он станет ему папой, – отвечала Валюша. Мама вздыхала. Мы с сестрой смотрели […]