Завершена мозаичная отделка Успенского храма

В канун праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла завершены мозаичные работы в Успенском храме Серафимо-Дивеевского монастыря, устроенном в нижнем этаже нового Благовещенского собора.

Благоукрашение храма продолжалось три года. Мозаиками покрыто 1220 кв. метров. Это сюжетные композиции из истории России и из истории Дивеевской обители, иконы святых, декоративные и орнаментальные композиции. Пространство храма настолько насыщено декором, что захватывает дух от этой грандиозной красоты, искрящихся красок и восхитительного света. И невольно вспоминается впечатление послов князя Владимира от службы в Константинопольской Софии: «Не знаем, где мы были, на земле или на небе».

Над мозаичными композициями в Успенском храме трудились две бригады – из Москвы и из Беларуси. Всю центральную часть, начиная от входа и заканчивая главным алтарем, и два придела в восточной части храма оформили московские мозаичисты из мастерской «Товарищество реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова» под руководством Валентина Олеговича Борисенко. Он закончил в 2007 году отделение монументальной живописи в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете. Еще во время учебы своей специализацией выбрал мозаику.

Валентин рассказал о принципах мозаичного украшения Успенского храма: «Когда мы создавали проект мозаик, исходили из стиля и характера внутреннего пространства. Решили, что надо максимально “облегчить” низкие своды, поэтому выбрали белые фоны, они как бы наполняют воздухом весь храм. Фон выполнен орнаментом-чешуей из белого мрамора, полированного и неполированного. На контрасте блестящей и матовой поверхности внутри каждой “чешуи” выложена пальмовая веточка. В середине ее находится крестик из четырех перламутров. Много белых, светлых тонов и в одеждах святых.

Фигуры центральной части храма композиционно выстроены, как в базилике Сан-Витале в Равенне. В алтаре с правой стороны расположена мозаика “Спас на престоле”, с левой – “Богородица на престоле”. Им предстоят святые на правых и левых центральных сводах – преподобные Серафим и Сергий, преподобные Александра, Марфа и Елена, блаженные Пелагия, Параскева и Мария, сонм дивеевских новомучеников, святители Митрофан Воронежский, Феофан Затворник и Тихон Задонский.

Центральный придел освящен в честь Успения Божией Матери. Мы предложили необычное решение – поместить эту мозаику в центральном своде перед алтарем и вписать композицию в крест из медальонов с апостолами, которые летят на облаках, чтобы попрощаться с Пресвятой Богородицей. Получилась очень интересная, совершенно оригинальная композиция. Мы развили эту идею и продолжили концы креста в другие части храма, поместив на центральных сводах приделов медальоны со святыми равноапостольными князем Владимиром, княгиней Ольгой, Кириллом и Мефодием. Перед центральным алтарем – композиция “Благовещение Пресвятой Богородицы“. Образ Благовещения традиционно размещается на алтарных столпах; в данном случае он также отражает посвящение всего собора этому празднику. Выразительная, динамичная мозаика обращает на себя внимание, и это важно, ведь Благовещение – главизна нашего спасения».

В мастерской «Товарищества реставраторов» постоянно работало около двадцати человек. Двенадцать из них – художники-профессионалы, которые могут делать лики. Они получили высшее образование по специальности «монументальная живопись» в Суриковском институте или в ПСТГУ. Несколько человек – художники-графики. Остальные занимались работой с материалом – пилили, кололи цельные куски смальты или камня и выкладывали орнаменты, фоны.

Композиции создавались в мастерской, затем их привозили в Дивеево и здесь переносили на загрунтованную поверхность стен. Фоны и орнаменты набирали непосредственно в храме. Так работали москвичи. Этот же принцип обратного набора использовали и белорусские мастера, которым поручили сделать иконы на солее перед главным иконостасом, оформить южные и северные боковые приделы.

Первый опыт по созданию мозаичных икон выпускники монументального отделения Белорусской академии искусств во главе с Денисом Владимировичем Чубуковым получили во время работы в самом знаменитом храме столицы Беларуси, освященном в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших. Это было восемь лет назад. С благословения настоятеля храма-памятника протоиерея Феодора Повного молодые художники стали заниматься созданием мозаик.

На первом объекте начал вырабатываться творческий почерк, который теперь является отличительной чертой мастерской «Артель-Арт»: это – прием мелкой пластики, так поражающий всех, кто видит мозаики белорусских мастеров. Мелкая разделка смальты создает сложную поверхность и богатую цветовую фактуру. В основном в работе используются модули размером в полсантиметра; особенно мелкие, вплоть до одного миллиметра, требуются при создании ликов, рук.

Обращает на себя внимание и то, какой необыкновенный, насыщенный блеск у золотых модулей в композициях белорусских мастеров. Они осуществляют собственную оригинальную трехуровневую систему обжига смальты на основе настоящего золота.

В дивеевском Успенском храме мастера из «Артель-Арт» получили богатые возможности для решения творческих задач, ведь в его архитектуре имеются разнообразные ниши, оконные проемы, большие и малые пространства, сводчатые потолки, в которые нужно было разместить житийные композиции, ростовые фигуры святых, их лики в медальонах, орнаменты, фрагменты райского сада.

Московские и белорусские мозаичисты сумели создать образ Царства Небесного, в котором внешняя красота дополняет то благодатное чувство, которое возникает во время богослужения. Молящиеся в Успенском храме оказываются в окружении святых, образы и жития которых свидетельствуют о том, что рай, да и вся земная жизнь человека созданы Богом, по словам святителя Василия Великого, как «училище и место образования душ человеческих».

Premium WordPress Themes Download
Premium WordPress Themes Download
Free Download WordPress Themes
Download Premium WordPress Themes Free
udemy paid course free download
download intex firmware
Premium WordPress Themes Download
udemy course download free

Читать также:

Завершена мозаичная отделка Успенского храма

В канун праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла завершены мозаичные работы в Успенском храме Серафимо-Дивеевского монастыря, устроенном в нижнем этаже нового Благовещенского собора. Благоукрашение храма продолжалось три года. Мозаиками покрыто 1220 кв. метров. Это сюжетные композиции из истории России и из истории Дивеевской обители, иконы святых, декоративные и орнаментальные композиции. Пространство храма настолько насыщено […]