Четвертый удел Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Обитель преподобного Серафима О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима с Н. А. Мотовиловым Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны по Апостолу страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18).

Преподобный Серафим Саровский

Адрес монастыря

607320, Нижегородская область
Дивеевский район
с. Дивеево
Серафимо-Дивеевский монастырь

Почтовая канцелярия
(информация о требах)
8 (831-34) 4-20-10
diveevo.pochtovik@yandex.ru

Паломнический центр
8 (831-34) 4-34-45

Наш баннер

Расписание богослужений

C 23 по 30 апреля

23 апреля, воскресенье. Антипасха. Неделя 2-ая по Пасхе, апостола Фомы

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом преподобному Серафиму

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

8.30 Литургия. Крестный ход по святой Канавке

17.00 Вечерня. Утреня с акафистом Воскресению Христову

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

24 апреля, понедельник. Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня. Панихида после 1-го часа

Казанский собор

11.30 Водосвятный молебен

Благовещенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

25 апреля, вторник. Радоница. Поминовение усопших. Прп. Василия исп., еп.Парийского

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия. Панихида

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

Благовещенский собор

5.15 Общая исповедьй

5.30 Литургия

26 апреля, среда. Прмц. Марфы (Тестовой) Дивеевской

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

27 апреля, четверг. Свт. Мартина исп., папы Римского

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

28 апреля, пятница. Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Преображенский собор

17.00 Всенощное бдение

29 апреля, суббота. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии. Прав. Феодоры Нижегородской

Троицкий собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

8.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

Преображенский собор

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

30 апреля, воскресенье. Неделя з-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

8.30 Литургия. Крестный ход по святой Канавке

17.00 Вечерня и утреня с акафистом Воскресению Христову

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

общее время на генерацию страницы 1.6832 s
время на работу php-скриптов 1.6581 s
время на запросы к БД 0.0251 s
запросов к БД 3

Гость монастыря

Живая семья святых

Беседа с протоиереем Максимом Максимовым, настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери подмосковного города Реутова, членом Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви.

http://www.4udel.nne.ru/

‒ Отец Максим, вы много лет состоите в Синодальной комиссии по канонизации святых, через вас прошло большое количество их житий. Как люди достигают святости?

‒ Это хороший вопрос, потому что он имеет практическое значение. Нам часто кажется, что жизнь святого человека укладывается в определенную схему: в благочестивой семье родился, вовремя крестился, правильно женился или принял монашество, раздал богатство или использовал его на пользу других людей, совершил христианские добродетели в виде поста, молитвы, милостыни и т. д. и благочестиво умер.

Имея в виду такую схему, люди, у которых хоть что-то в жизни не соответствует ей, считают для себя невозможным достичь святости. Но это не так. Более всего, наверное, такой стереотип разрушила эпоха гонений на веру в нашей стране. Мы увидели, что Дух Святой может позвать человека на подвиг где угодно: и у престола, и в деревенском доме, и монахов, и мирян, и женатых, и не женатых, и очень беспокоившихся о своей духовной жизни, и практически не беспокоившихся. Дух Святой поставил людей в такие обстоятельства, когда они решились отдать свою жизнь ради послушания Христу, ради любви к Богу, любви к Церкви, ради ее таинств, ради ее богослужебной жизни, ради тех добродетелей, которые освящают человеческую душу.

Читая жития святых, понимаешь, что двух людей одинаковых нет на земле, и поэтому невозможно все загнать в жизненные схемы. Нужно просто увидеть, что Бог конкретно тебе дает послушания, и всю свою жизнь провести как послушание Богу в любви к Нему. Пока мы ехали к вам, слушали в автобусе жития преподобных жен Дивеевских. Вот что в них удивительно: обыкновенные люди в своей глубочайшей простоте и смирении перед Богом делали то, что им было указано. Конечно, Бог и без нас может все сделать, но Он хочет, чтобы мы стали Его соучастниками. И вот, пример. Ночью мы так поздно приехали в Дивеево, а нас ждали в трапезной, покормили. Сестры, конечно, устали за день, но в этой радости труда незаметно и для нас, и для них произошло исполнение заповедей. Вы великую делаете работу здесь: вы даете людям шанс, очень важный шанс решиться на святую жизнь.

Вторым Серафимом мы, конечно, не станем. Но когда понимаешь, что ты включен в живую семью святых, и их много, и они все разные, это помогает нам определиться. Церковь, к которой мы принадлежим, ‒ это Церковь живых людей, и она нам представляет образ спасения.

‒ Мы чаще всего святость связываем с добродетелями: добродетельный человек — это святой человек. А Игнатий Брянчанинов такую фразу сказал, парадоксальную, на первый взгляд: «Не ищи… христианского совершенства в добродетелях человеческих: тут нет его, оно таинственно хранится в Кресте Христовом». Как это сочетается с нашими представлениями о святости, которую мы редко связываем с крестом?

‒ Мир все время отворачивается от креста, но куда бы человек ни шел, он все время упирается в Крест Христов, потому что это ключ, которым открывается дверь в вечную жизнь. Что человек предлагает Богу, приступая к Чаше Христовой? Свою реальную любовь и внутреннее содрогание от своего собственного недостоинства или же собственную уверенность в том, что он все, что необходимо прочитал, попостился и теперь достоин причаститься? Часто святость мы оцениваем именно с этой позиции и Церковь воспринимаем, как службу быта, где нужно только правильно записаться к кому-то на прием, донести все свои проблемы в нужное окошко и ждать исполнения всех своих пожеланий. Мы перестаем оценивать свою жизнь глазами Священного Писания, глазами апостольской традиции и веры, а погружаемся в самый настоящий прагматичный древний иудаизм: свечку поставил ‒ получил, не поставил ‒ не получил, попостился ‒ достоин, не попостился — недостоин. Но вот, человек 1000 дней и 1000 ночей молился на камне, зачем? Что им двигало, какое сокрушение, какой трепет?

‒ Это как силуановское «тоскует душа моя по тебе, Господи».

‒ Конечно, и еще Давидово: Возжада душа моя к Богу крeпкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию? (Пс. 41, 3). Душа хочет найти полное упокоение в живом Боге.

Вы обращали внимание, что современный верующий человек почти не читает Псалтирь? Сейчас акафисты в моде, каноны, а святые находили для себя ответы в псалмах Давидовых. Все богослужение, как ниткой суровой, прошито цитатами из Псалтири: прокимны, стихи, запевы; то целиком псалмы, то частично, то в виде пересказа. Псалмы ‒ это опыт соприкосновения человеческой души с Богом, в них все вместилось: и исторические события, и превратности личной жизни, и тоска по Богу, благодарность неисчерпаемой благости Божией, восторг перед величием Творца, Его всемогуществом и премудростью, перед совершенством Его творения. И над всем этим томлением по Богу, над всей личной и житейской скорбью, и духовной радостью господствует ожидание встречи с живым Богом.

Перед человеком, который откликнувшись на зов Божий, принимает волю Его вглубь своего сердца и ума, открывается новое знание о себе самом и об окружающем его мире.

‒ Меня поразило, когда равноапостольный Владимир, уже став святым, так сказал о себе: «Я был зверь, а не человек!»

‒ А ведь было основание думать о себе, что и умный, и великий, и могучий, что говорить — правитель!

Святые не заменяют истинный свет — Самого Христа, но они настолько четко показывают нам дорогу, что только сумасшедший может сказать, что он не нуждается в этих маяках, что ему святые не нужны. Цель ведь у всех у нас одна — обожиться, тоже стать святыми.

‒ Но ведь не все становятся святыми в течение земной жизни. Значит те, кто не стали святыми, не выполнили своего предназначения, и их земная жизнь прошла впустую?

‒ Бог, податель жизни, о каждом человеке заботится. Он о всяком печется: и о праведном, и о неправедном. Это абсолютный Его дар людям. А каждый человек на себя смотрит, насколько он соответствует своему предназначению, и тут оказывается, что праведных нет или их очень мало.

Мы ведь своими добродетелями хотим доказать, что это мы любим, и своей любовью вынудили Бога полюбить нас. Мы не принимаем обратной позиции, что это Бог нас полюбил. А евангелист Иоанн говорит, что Бог послал Сына Своего, чтобы не судить мир, а спасти, и верующий в Него уже спасен. Но мы в это не верим. Евангелие нам предлагает невероятный дар, а мы говорим: «Нет, мы должны своими добрыми делами вынудить небо, чтобы оно нас спасло. Оно же оглохло — небо, нам надо докричаться до него. Это же не Христос вышел нам на встречу, не отец вышел к блудному сыну; мы считаем, что блудный сын пришел и вытребовал для себя прощение.

Когда преподобный Серафим постоянно выражал свою пасхальную радость, что он имел в виду? Своими словами он утверждал, что Господь воскрес однажды и навсегда. Апостол Павел благовествует, что после воскресения Христова мир уже не умирает и смерть им уже не обладает, что Иисус Христос один и тот же всегда, Он ‒ победитель смерти, вечная Пасха. И человек из внутреннего опыта соприкосновения с Христом, жив этой Пасхой, он по-другому жить не может. И из доброго сокровища сердца своего он каждый раз выносит пасхальное приветствие: «Христос воскресе!»

Мы не должны терять надежду на Бога, воскрешающего нас из мертвых. Есть апостольское наследие, наследие святых, как эту веру открыть и по ней жить.

‒ Удивительным образом строятся иногда отношения ныне живущих людей со святыми. Бывает так, что мы даже не знаем того святого, который вдруг о тебе начинает проявлять заботу или, наоборот, наше сердце склоняется к какому-то святому, а он дает тебе ответ: «Нет, тебе к тому-то надо идти, а не ко мне».

‒ Это еще раз нам показывает, что Церковь — великий, таинственный, Богочеловеческий организм, и место в ней есть для всех. Сколько людей на этом месте, в Дивееве, пролило пота и слез, мы не обо всех знаем. Но это не значит, что они нас игнорируют, что они не участники нашей жизни. Это очень хорошо выражается в литургии, во время которой Евхаристия приносится о всяком духе праведном, в вере скончавшемся, начиная от Божией Матери и кончая всяким праведным христианином. Это и есть живая плоть Церкви, она ‒ живее живых, и, конечно, умершие проявляют конкретную заботу о нас. Люди поэтому и должны здесь научиться жить одной верой, одной надеждой, одной любовью, одной Церковью, одним таинством, потому что когда туда придешь, то не скажешь: «Мне никто не нужен, дайте мне отдельную квартиру, я никого не хочу ни видеть, ни слышать». Ад, наверное, и состоит в том, что тебя в квартиру отдельную поселят и скажут: «Живи сам для себя». Будешь сидеть в кромешной тьме и в кромешной тишине, будешь слышать только самого себя.

Святые отделились от мира и усвоились Богу, и в Боге они обрели всех сразу. Вот она ‒ живая Церковь Христова, она рождает Богу детей всех народов. Новых апостолов, новых святителей, новых праведников, новых мучеников. Жизнь дана человеку для того, чтобы он жил, и освящался, и спасался.

У Вас был опыт общения со святыми?

‒ Да, мне очень сильно помог батюшка Серафим. Я был семнадцатилетним отроком, очень хотел поступить в семинарию, стать священником. Это желание у меня родилось гораздо раньше, чем я начал ходить в церковь, а поскольку родители были нецерковными, неверующими людьми, то я не мог прийти в церковь, тем более что тогда, в конце 80-х годов, действующих церквей было немного. И вот, когда в Москву привезли мощи преподобного Серафима, в своем духовном одиночестве я поехал молиться ему и получил для себя очень важный ответ, который утвердил меня внутренне, дал мне решимость. Мне стало ясно, что если такие хорошие люди вмешиваются в мою жизнь, то все будет складываться так, как оно должно складываться. А моя задача ‒ учиться и оправдывать свое бытие в Церкви своим трудом.