Четвертый удел Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Обитель преподобного Серафима О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима с Н. А. Мотовиловым Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны по Апостолу страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18).

Преподобный Серафим Саровский

Адрес монастыря

607320, Нижегородская область
Дивеевский район
с. Дивеево
Серафимо-Дивеевский монастырь

Почтовая канцелярия
(информация о требах)
8 (831-34) 4-20-10
diveevo.pochtovik@yandex.ru

Паломнический центр
8 (831-34) 4-34-45

Наш баннер

Расписание богослужений

C 23 по 30 апреля

23 апреля, воскресенье. Антипасха. Неделя 2-ая по Пасхе, апостола Фомы

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом преподобному Серафиму

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

8.30 Литургия. Крестный ход по святой Канавке

17.00 Вечерня. Утреня с акафистом Воскресению Христову

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

24 апреля, понедельник. Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня. Панихида после 1-го часа

Казанский собор

11.30 Водосвятный молебен

Благовещенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

25 апреля, вторник. Радоница. Поминовение усопших. Прп. Василия исп., еп.Парийского

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия. Панихида

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

Благовещенский собор

5.15 Общая исповедьй

5.30 Литургия

26 апреля, среда. Прмц. Марфы (Тестовой) Дивеевской

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

27 апреля, четверг. Свт. Мартина исп., папы Римского

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

28 апреля, пятница. Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Преображенский собор

17.00 Всенощное бдение

29 апреля, суббота. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии. Прав. Феодоры Нижегородской

Троицкий собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

8.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

Преображенский собор

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

30 апреля, воскресенье. Неделя з-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

8.30 Литургия. Крестный ход по святой Канавке

17.00 Вечерня и утреня с акафистом Воскресению Христову

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

общее время на генерацию страницы 1.5757 s
время на работу php-скриптов 1.4303 s
время на запросы к БД 0.1454 s
запросов к БД 249

Библиотека

Радость моя! Преставление, второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского

Протоиерей Валериан Кречетов

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы празднуем память преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея России чудотворца. Мы слышали обычное евангельское чтение, именуемое преподобническим, в котором содержатся заповеди блаженства, и начинаются они словами: Блажени нищии духом.

Почему избрано именно это Евангелие? Потому что нищета духовная – это смирение. И, как говорят святые отцы, никто не спасался и не может спастись без смирения. Потому что спасается человек милостью Божией, благодатью Божией, а привлекает благодать Божию смирение: Господь гордым про­тивится, смиренным же дает благодать (Притч. 3,34).

Смирение – не только главная отличительная черта всех святых, но и отличительная черта каждо­го христианина. Потому что Господь, Сам являя Со­бой первообраз во всем, говорит: Научитеся от Ме­не, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11,29).

Эти смирение и кротость, прежде всего, и отлича­ли всегда всех подвижников. И близкого к нам, род­ного нам преподобного Серафима. Как сказано, всем в сладость бысть видение лика его. То есть только ви­деть лицо его – это уже приносило людям радость.

А когда он к кому-то обращался, то всегда гово­рил: «Я, убогий Серафим...»

У нас в мiру слово «убогий» значит вроде как не­нормальный, вообще ни на что не способный. «Убо­жество...» Ну, это как всегда: то, что свято, то для мiра невыносимо. Как, например, в мiру звучит: «Вот, замолился!» Хотя на самом деле, если речь идет о мо­литве, то состояние истинной молитвы настолько блаженное, настолько радостное, светлое, что, как говорил преподобный Серафим, если человек нахо­дится в этом состоянии долго, то его постигает, хотя и блаженная, но кончина – как и говорится в акафи­сте: На молитве умиленный дух твой Богу предавый.

Но в мiре это воспринимается как нечто раздра­жающее, для мiра отвратительное. Мiр весь во зле ле­жит (1Ин. 5,19), и поэтому, как сказано, премудрое у Бога – безумие для мiра. То, что у Бога свято и чис­то, от того отвращается мiр. Вы знаете: у некоторых людей кружится голова или их чуть ли не тошнит от запаха ладана. Поэтому и говорят: «бежит, как бес от ладана». Или безумное беснование в шуме современ­ной «музыки» для человека верующего представляет собой какой-то ужас, кошмар, ад. Один верующий человек, когда его привели в ресторан, где была эта музыка, мелькающий свет, и спросили: «Ну, как вам понравилась наша музыка?» – ответил: «Обыкновен­ная бесовская музыка». Так, искренне совершенно, назвал вещи своими именами.

И действительно, то, что в мiре почитается, о том самим же мiром потом и свидетельствуется, что оно вредно даже для этой жизни: люди глохнут от этой бесовской «музыки», у них появляются от нее ка­кие-то зверские порывы ненависти, убийства, разврата. Все это люди уже вынуждены признавать, но обратиться к Богу не так просто, потому что этот мiр цепляется, как говорится, и зубами, и когтями, стараясь человека удержать в своей власти. И поэто­му то, что в духовной жизни является стержнем, и целью, и вершиной всего – смирение, умиление -непонятно, непостижимо для мiра.

И эти слова, которые произносил преподобный: «Я – убогий Серафим», – для мiра звучат непонят­но. «Убожество – что тут хорошего?» Но на самом деле радости мiра сего – это не есть радости, а есть злорадство какое-то, зло радостное, и порождает оно, соответственно, только горечь и боль.

Смотрите: гремят все эти празднества земные, беснования – а потом, следом за этим идут убийст­ва, насилие, разврат. Плоды духовной жизни, как говорит сегодня апостол, другие. Плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание... (Гал. 5,22-23). Это истинная любовь, которая обнимает все, и прежде всего своих близких. Радость о Дусе Святе, то есть та радость, о которой сказано: Радости вашея никтоже возьмет от вас (Ин. 26,22). Радость, ко­торую человек испытывает, прежде всего, внутри се­бя, в душе, и испытывает даже при внешних скорбях, обстояниях. Обстоятельства внешне скорбные, а внутри они дают радость. Это та радость, о которой говорит апостол: Всяку радость имейте... егда во ис­кушения впадаете различна (Иак. 1,2). Нам это непо­нятно, при искушениях мы всегда теряемся, пуга­емся чего-то, даже унываем: «Да что же это такое?» А апостол говорит: Радуйтеся... Господь говорит: Блажени будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы и поносят, и пронесут имя ваше яко зло, Сына Человеческого ради. Возрадуйтеся в той день и взыграйте: се бо мзда ваша многа на Небеси.

Что же получается? Поносят, говорят о тебе вся­кую клевету, ложь, а ты радуйся и веселись? В иску­шения впадаете различные – радость имейте? Чему же тут радоваться? Что же это за радость?

Это радость о Дусе Святе, как говорит преподоб­ный Серафим, радость о том, что ты с Богом. Где бы ты ни был, в каких бы обстоятельствах ни жил, ты всегда с Богом. Как сказал один раб Божий: «Лучше я буду в аду с Богом, чем в раю без Бога».

«Рай без Бога» – это то, что люди часто пытают­ся здесь, на этой земле устроить: возводя хоромы, приготовляя яства, развлечения – вроде, райская жизнь. Но это не рай, так как за всем этим стоит го­речь. Горечь разочарования, потому что все это ухо­дит, все это – временное. Оно радости настоящей не приносит. Только изменение своей души, перестройка ее в духовном направлении приносит ис­тинную радость человеку. И наши духовные отцы претерпевали в жизни и скорби, и клевету, и не­справедливость, но на их лицах всегда была печать этой радости. Как говорил апостол Павел: Подобни мне бывайте, якоже аз Христу (1Кор. 4,16). Кто сподобился встречать людей духовных, видел: ста­ренькие они, вроде, немощные, а лица у них свет­лые, радостные: одна улыбка! Действительно: «В ра­дость бысть видение лиц их». Все знают, фотогра­фии видели, отца Иоанна (Крестьянкина), он весь светится, лик его всегда радостный.

Вот таковы были в жизни преподобные, таков был, особенно, преподобный Серафим. Плод духов­ный есть: любы, радость, мир, долготерпение... Все это в высшей степени засвидетельствовано в лично­сти преподобного Серафима.

О себе он говорил: «Убогий», а тем, кого встре­чал, говорил: «Радость моя, сокровище мое». Это какая же любовь была у него в душе, что он к каж­дому искренне с таким чувством относился!

Еще живы люди, которые знали отца Алексея Мечёва – был такой батюшка в Москве, старец в мiру. Говорят, что каждый, кто приходил к нему, чувство­вал такую его любовь к себе, что казалось: батюшка больше всех тебя любит. Это как раз то состояние, о котором преподобный Серафим сказал: «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи». То есть, ко­гда, с помощью Божией, благодатью Божией, чело­век, трудящийся на ниве Христовой, начинает при­носить плод духовный: любовь, радость, мир, долго­терпение, – то около него, действительно, все умиротворяется. И особенно примером этому служит преподобный Серафим.

Его образ, его дух даны нам в конце времен. По­тому что времена, которые уже идут и которые еще приближаются – это те времена, о которых один афонский подвижник сказал: «Запомни, грядут вре­мена, когда только любовь спасет нас, учись растить в себе любовь. Все остальное – грех, хуже смерти. Только она – жизнь. Мы пропадем без любви, про­падем». Поэтому нужен нам дух преподобного Сера­фима, который стяжал эту любовь, этот мир.

И есть пророчество преподобного, что перед са­мым концом мiра он воскреснет в Дивееве и будет проповедовать всемiрное покаяние. Потому что ну­жен будет этот дух любви и мира в то время, когда оскудеет любовь и вера многих. Как об Иоанне Кре­стителе сказано было, что он предыдет пред Госпо­дом духом и силою Илииною (Лк. 1,17). То есть, нуж­но было иметь такое дерзновение, такую веру, как пророк Илия. И Иоанн Креститель показал, засви­детельствовал этот дух. А перед Вторым Пришестви­ем на землю снова будет послан преподобный Сера­фим, который придет в духе и силе апостола Иоанна Богослова. То есть, с той силой любви, которая, как говорил отец Алексей Мечёв, растворяла злобу му­чителей. Почему Иоанн Богослов не мог умереть, его не убили, не смогли убить? Потому что никто не мог противостоять силе его любви.

Преподобный Серафим своим незлобием к вра­гам, убивавшим его, засвидетельствовал эту любовь. И вот эта любовь возвела его, как и апостола Иоан­на Богослова, в особую близость, в особое духовное родство Матери Божией. Поэтому Матерь Божия

явилась ему, болящу... и на одре смертнем лежащу вместе с Иоанном Богословом и сказала: Сей есть от рода Нашего, и главе его коснуся.

Все эти примеры свидетельствуют о том, что, действительно, преподобный Серафим – это осо­бый дар Божий последнему времени. Так же, как для пресвитеров пример – святой праведный Иоанн Кронштадтский, в своем дерзновении к Богу, в чудотворениях своих засвидетельствовавший, что благодать Божия одна и та же во все времена: как в первые, так и в последние. И, как говорил препо­добный Серафим, все зависит от решимости, а бла­годать Божия – та же и действует так же. И на при­мере самого преподобного Серафима это засвиде­тельствовано.

В наше время, когда вера поколебалась, когда люди увлекаются всевозможными течениями, вся­кие экстрасенсы появились, перед нами предстает образ преподобного Серафима, к которому приво­зят парализованного Мотовилова, и он говорит: «И по лекарям возили меня, но ничего не по­могло, и вот к вам, батюшка, привезли». А преподобный Серафим говорит ему: «Я же не лекарь». У нас же теперь говорят: «Вот к этому экстрасен­су пойду, к врачу, ну, заодно и к батюшке: а вдруг и это поможет».

Мотовилов говорит: «Ну как же, батюшка, вы же можете...» – «Да что я могу? – отвечает. (Опять, видите, смирение ка­кое!) – Господь всё может. Веруешь ли ты в Господа Иисуса Христа, истинного Богочеловека, и в Его Пречистую Матерь Приснодеву Марию?» – «Верую, батюшка». – «Ну, вот ты и здоров. Вставай». Батюшка Серафим помог ему встать. «Да это вы меня, батюшка, подняли». Подтолкнул его батюшка Серафим – и он пошел. Без всяких там трюков, пассов – тут же. Просто сказал: «Вставай, Господь тебя исцеляет и Матерь Божия», – и все.

Вот эти простота и чистота веры преподобного Серафима особенно нам дороги. Потому что некоторые стремятся замутить нам головы всевозможными хитростями, всевозможными мiрскими умствованиями и увести от истинной веры. А пример преподобного Серафима для нас всегда является близким и родным примером истинной веры и истинной любви. Аминь.

15 января 1998 года