Четвертый удел Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Обитель преподобного Серафима О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима с Н. А. Мотовиловым Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны по Апостолу страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18).

Преподобный Серафим Саровский

Адрес монастыря

607320, Нижегородская область
Дивеевский район
с. Дивеево
Серафимо-Дивеевский монастырь

Почтовая канцелярия
(информация о требах)
8 (831-34) 4-20-10
diveevo.pochtovik@yandex.ru

Паломнический центр
8 (831-34) 4-34-45

Наш баннер

Расписание богослужений

C 23 по 30 апреля

23 апреля, воскресенье. Антипасха. Неделя 2-ая по Пасхе, апостола Фомы

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом преподобному Серафиму

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

8.30 Литургия. Крестный ход по святой Канавке

17.00 Вечерня. Утреня с акафистом Воскресению Христову

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

24 апреля, понедельник. Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня. Панихида после 1-го часа

Казанский собор

11.30 Водосвятный молебен

Благовещенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

25 апреля, вторник. Радоница. Поминовение усопших. Прп. Василия исп., еп.Парийского

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия. Панихида

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

Благовещенский собор

5.15 Общая исповедьй

5.30 Литургия

26 апреля, среда. Прмц. Марфы (Тестовой) Дивеевской

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

27 апреля, четверг. Свт. Мартина исп., папы Римского

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

28 апреля, пятница. Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Преображенский собор

17.00 Всенощное бдение

29 апреля, суббота. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии. Прав. Феодоры Нижегородской

Троицкий собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

8.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

Преображенский собор

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

30 апреля, воскресенье. Неделя з-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

8.30 Литургия. Крестный ход по святой Канавке

17.00 Вечерня и утреня с акафистом Воскресению Христову

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

общее время на генерацию страницы 1.7777 s
время на работу php-скриптов 1.6022 s
время на запросы к БД 0.1755 s
запросов к БД 249

Библиотека

Уроки прославления святых. Слово в день прославления преподобного Серафима Саровского, 19 июля 1903 г. в Тифлисском Сионском соборе

Священномученик Иоанн Восторгов

Праведность возвышает народ, а без­законие — бесчестие народов (Притч. 14,34).Отрадно нам исповедовать эту истину в день прославления праведного. Кроткий и смиренный, назвавший себя при жизни не иначе, как «убогий», благоговейный старец Серафим, 70 лет тому назад на крыльях молитвы от земли переселившийся к небу и веч­ности, ныне всенародно признается и прославляется в лике святых, нареченный уже давно угодником Божиим общим гласом верую­щего народа, засвидетельствованный чудесами и знамениями.

Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие на­родов, — так говорит слово Божие. Много мы знаем и видим доказательств этой истины в священных событиях истории Ветхого и Нового Завета.

Вот к Лавану приходит гонимый и преследуемый родным бра­том праведный Иаков, и здесь находит себе гостеприимный кров. Не укрылось от Лавана, что с пришествием праведника видимо бла­гословение Божие почило над всем домом его — в достатке, в бла­гополучии и счастии, и он прямо заявляет Иакову: Усмотрел, яко благослови мя Бог пришествием твоим (Быт. 30, 27).

Вот кроткий и верующий Иосиф, безжалостно проданный бра­тьями, попадает в Египет рабом в дом вельможи; сам господин его, неверующий язычник, видит и убеждается, яко Господь Бог с Иоси­фом, и елика творит, Господь благоустрояет в руку его; и бысть благословение Господне Иосифа ради на всем имении его, в дому его, в селах его (Быт. 39: 3, 5).

Возьмем еще пример. Долго Господь хранил избранный народ Свой, долго призывал его к покаянию величайшими чудесами ми­лости, голосом пророков и проповедников, долго и много раз гро­зил народу Своим гневом, обещая разрушить Иерусалим, отнять царство, лишить родины, наказать пленом. Упорным и нераскаян­ным оставался Израиль, как бы смеялся он над долготерпением Господа, и имя святое Его отдавал на позор язычникам. И прибли­зились дни гнева Божия, приспел час падения святого города. Но и тогда мы слышим великое слово Господне о праведниках: обыдите, и воззрите, и познайте и поищите на улицах Иерусалима; и если найдете мужа творящего суд и ищущего веры, Я милосерд буду к Иерусалиму! (Иер. 5,1-2; ср. гл. 7). Так велико в очах Божиих значение одного праведника для целого народа.

И в истории Нового Завета мы видим, как ради одного правед­ника, святого апостола Павла, во время морского путешествия его на корабле спасены были от неминуемой гибели все плывшие с ним спутники; Ангел при этом сказал апостолу: Бог даровал тебе всех плывущих с тобою (Деян. 27, 24).

Почему же так важно пребывание праведных среди народа? Прежде всего потому, что они являются показателями и свидетеля­ми духовной жизни и духовного роста народа, они своим сущест­вованием показывают, что народ не умер для Бога, для святости и для духовной жизни, что среди него есть люди, достойные благо­воления Господа, и что таких людей немало. Прославленные праведники, угодники, чудотворцы — это как бы высочайшие горные вершины. Здесь, в области духовно-благодатной, наблюдается то же, что и в области видимой природы на земле. Горные высочай­шие вершины никогда не стоят совершенно одиноки и особняком на равнине, около них всегда поднимаются меньшие, но все же возвышенные горы, целые цепи гор, целые горные пространства.

В области духовно-благодатной видим то же: около великих святых есть меньшие, но добрые и высокие души: их почитатели, ученики, подражатели, люди, напоенные единым с ними духом, единой верой, единым благочестием. Праведники не бывают со­вершенно одиноки, вот почему прославление праведного есть признак, что в обществе, где он жил, воцарилось не одно зло, что, напротив, в обществе этом есть живые духовные силы, вот поче­му прославление праведного есть радость Церкви, которая видит, что она не бесплодно молилась о сынах своих, не бесплодно учи­ла их вере и благочестию, и действительно ведет их к небу и бла­женной вечности. Так, у святого Серафима была высокого благо­честия мать, щедродательный брат, были же добрые люди, от которых в детстве и отрочестве он получил расположение к ве­ре и благочестию и святым подвигам, были и в обители Саровской не один, а много-много таких людей, которые сочувствова­ли святому Серафиму: многие из иноков обители, и в их числе ее начальники, имена которых сохранились в житии святого старца, многие послушники, монахини соседнего женского монастыря, посетители и почитатели старца, которых также было великое множество. И то обстоятельство, что память святого старца не умерла в народе и свято хранилась, что не заросла дорога к его могиле, что имя его из скромной обители, из лесной глуши про­неслось и призывается с верою на протяжении всего великого царства Русского, — это все приносит сердцу отрадную уверен­ность, что родная Церковь наша, Церковь Русская Православная, спасает своих чад, что не оскудела она духом и святынею, что не мертва она, а жива и действенна и что уходящие от нее уходят от источника жизни и спасения. Пусть подумают об этом наши несчастные заблуждающиеся братья, сектанты и отступники, кото­рых, к прискорбию, так много в нашем крае и в нашем городе и которые так упорно закрывают очи и не хотят видеть истины Православия нашей Святой Церкви.

Почему еще так важно пребывание праведных среди народа? Потому что мы в них имеем предстателей и ходатаев пред Богом. Святой апостол Павел, постигший глубины тайн Божиих и тайн ду­ховной жизни человека, говорит нам, что из всех духовных дарова­ний вековечное и неумирающее есть любовь: Любовь, — говорит он, — никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13, 8).

Но святые Божий в земной своей жизни и водились и жили именно любовью к Богу и ближним. До какой высоты самоотрече­ния доходила их любовь к людям — видно из молитвы Моисея о согрешившем родном народе: О, Господи, народ сей сделал вели­кий грех, сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (Исх. 32, 31).

Вся жизнь святого Серафима также была исполнена деятель­ной самоотверженной любви к людям, она светилась в его взоре, она изливалась в словах его привета ко всем посетителям: «Радость моя», она проявлялась в его частых поклонах до земли своим ближним и лобзаниях, она давала ему изумительное терпение при беседах с тысячами посетителей — выслушивать их печали, сомнения, исповедь грехов, ободрять словом утешения, вразумления и прощения грехов, она одушевляла святою мудростью его наставления тем простым и верующим душам, что тысячами ежедневно приходили ко святому старцу, она пламенела в его молитвах за людей, она, наконец, мощно и благодатно действовала в том дивном даре чудесных исцелений больных, который нис­послал ему Господь в конце жизни.

Неужели эта любовь должна прекратиться после смерти стар­ца? Неужели святые, сильные в молитве о ближних при жизни, не­мы и глухи по смерти? Неужели душа их после смерти тела уже не объята любовью, и к скорбям земных братии они вдруг станут рав­нодушны, они, которые, живя на земле, готовы были все свое и себя самих принести в жертву ради блага ближних? Так именно рассуждают и наши сектанты, удаляющие себя от почитания свя­тых и от молитв к ним.

Но ведь против этого вопиет и разум и сердце, против этого го­ворит и слово Божие, уверяющее нас, что любовь никогда не пере­стает (1 Кор. 13,8). Вот почему апостол Петр обещал христианам заботиться о них и после смерти (см.: 2 Петр. 1,14-15), вот почему это же обещали все святые, обещал и ныне прославляемый препо­добный отец наш Серафим Саровский. «Когда меня не станет, — го­ворил преподобный, — ходите ко мне на гробик, ходите, как вам время есть, и чем чаще — тем лучше. Все, что ни есть у вас на душе, все, о чем ни скорбите, что ни случилось бы с вами, все придите да мне на гробик, припав к земле, как живому, и расскажите. И ус­лышу вас, и скорбь ваша пройдет. Как с живым, со мною говорите, и всегда я для вас жив буду».

Да, жив ты у Бога, святой, любвеобильный и благоговейный старец, жив ты в Церкви Божией, жив и славен, как праведник, в родном тебе многоплеменном православном Русском царстве!

Хотите ли, братие, приобщиться к этой его жизни? Хотите ли быть сродными его духу, его вере, его любви и благочестию? Хотите ли явить доказательство, что и вы духовно слились с той Церковью, в которой обрел спасение и святость новоявленный угодник Божий? Тогда войдем ныне все в радость и молитвы Святой Церкви, прибли­зимся духом к святому Серафиму, перенесемся мыслью и воображе­нием к тем десяткам тысяч богомольцев, которые сегодня в отдален­ном Сарове стоят вокруг мощей преподобного, горят к нему любовью, прославляют его, и с ними, и с Церковью Божией восклик­нем от всей души: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!»

Но будем помнить, братие, что бывает страшное душевное со­стояние и отдельных лиц и целых народов, такое состояние греха и нераскаянности, что отвращает совершенно от людей лице Госпо­да и делает бездейственными о них даже молитвы святых: тогда мо­литва их, по слову пророка, в недра их возвращается (см.: Пс. 34,13). Так было с нераскаянными иудеями, о которых молил пророк Иере­мия; и сказал ему Господь: Не молися ко Мне о людех сих во благо <...>Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут (Иер. 14,11; 15,1). Так случилось, наконец, и с Иерусали­мом: сам Господь плакал о нем и жалел его, но все же осудил его за конечное ожесточение и упорство его сынов.

Это для нас — устрашающие образы и примеры. Будем не уста­ми только почитать святого угодника Божия Серафима, но и делом и всею жизнью являть с ним духовное единение: будем иметь его святую веру; будем всей душой преданы Святой Церкви, к которой он принадлежал; освящаться ее Таинствами, которыми он освящал­ся; исполнять в точности и с любовью все ее уставы; будем искрен­но почитать его совершенства и добродетели и отображать их в своей жизни, отдав ее труду и молитве, по мудрому и меткому на­ставлению старца: «дело в руках, а молитва на устах»; будем слу­жить, чем можем, с любовью нашим ближним, — одним словом, будем подражать житию угодника Божия, чтобы явиться братьями его не только по плоти, но и по духу! Ибо и апостол, заповедуя по­читать праведных, поучает нас: ихже взирающе на скончание жи­тельства, подражайте вере их (Евр. 13, 7). Иначе и почитание их будет бесполезно и лицемерно. В день прославления праведного запомним крепко и поставим у сознания и сердца слово Божие: праведность возвышает народ, а беззаконие бесчестие народов. Аминь.